РАИФСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

    начало

    галерея

     почему
      раифа
 хронология               ссылки
     литература
     почта


ПОЧЕМУ РАИФА.

       Начиная с XVII века этим словом называли возникший здесь монастырь Ц Раифскую пустынь. Посетить Раифу означало посетить Раифский Богородицкий мужской монастырь. В годы советской власти это значение слова лРаифа╗ почти исчезло.
       Первоначальный смысл вернулся в начале девяностых годов с возрождением монастыря.
       лРаифа╗ - непривычное слово, некоренное ни для одного из языков этих мест.
       Слово это связано с одной из памятных дат православия: 27 (14) января отмечается день Святых преподобных Отцов, в Синае и Раифе избиенных. 
       Речь идет о событиях давних времен, связанных с первыми монашескими поселениями. В Египте эпохи римского владычества одной из форм социального протеста был, так называемый анахоресис Ц самовольный уход работника и налогоплательщика с места работы и жительства, который в III веке перешел в раннее монашеское движение. В IV веке поднялась новая волна анахоресиса. 
       Новые анахореты или монахи Ц лодинокие╗ как они теперь стали себя называть, бежали в пустыни от девальвации в обществе христианских идеалов, начавшейся после признания христианства государственной религией Римской империи.
       Популярностью у ревнителей благочестия пользовались пустыни Синайского полуострова. Места эти, связанные со многими описанными в Библии событиями, стали своеобразным символом отречения от мира и всего мирского, противопоставления Пустыни и империи. 
       Монахи селились здесь в пещерах, около источников воды, и вели аскетический образ жизни, совершенствуя свой дух.
       Существовало два вида монашества Ц отшельническое, основателем которого считается преподобный Антоний, и общежительное, основателем которого считается преподобный Пахомий. В общине монахи жили по общим правилам под руководством главы общины Ц архимандрита; такие общины именовались киновиями, или монастырями.
       Одно из таких монашеских поселений возникло на Синайском полуострове к югу от Фарана Ц пограничного пункта империи, на пустынном восточном берегу Суэцкого залива Красного моря. Это поселение называлось лРаифа╗. С древнего языка слово лРаифа╗ можно перевести как лБогом хранимая╗.
       Монастырь не был очень крупным, он редко упоминается в христианских источниках.
       В IV веке произошло переселение из Ливийской пустыни в долину Нила племен ноба. Однажды небольшие их отряды переправились через Суэцкий пролив и учинили разбой на синайском побережье. Ноба почти одновременно напали на монахов легендарной горы Синай и монахов Раифы. Римские солдаты из Фарана пришли слишком поздно.
       Во время этих событий в Раифе жило 43 монаха, многие из старцев провели там по 50-60 лет. Захватившие их ноба сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 человек. Эти старцы, умиравшие, прославляя Бога, были причислены к лику святых.
       После этого разгрома монастырь не умер.
       Среди действующих лиц той древней трагедии был юноша Феодул. Это редкое имя носил и один из первых монахов уже нашего монастыря. Именно Феодул предложил одну из построенных надвратных церквей монастыря освятить лво имя Преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных╗.От названия этой церкви и возникло название нашего монастыря, а затем и местности.





ИСТОРИЯ КРАЯ

       С древних времен в районе Среднего Поволжья по берегам озер и рек, изобиловавших зверем, птицей, рыбой, медом, воском диких пчел, лыком, селились люди.
       Волго-Камье - это колыбель финно-угрских народов, о чем свидетельствуют некоторые топонимические памятники. Здесь сформировался этнос древних черемисов (мари), которые в VII веке попали под власть хазар, совершавших набеги с Нижнего Поволжья Приазовья.
       В конце IX века мари попадают под власть волжских болгар, стоявших несколько выше в культурно-экономическом развитии.
       Нынешний Раифский лес и берега Раифского озера были местом обитания лесных черемисов. Их жизнь не выходила за пределы леса, в котором и протекала от рождения до смерти. Религия черемисов рассматривала лес прежде всего как неприкосновенное жилище бога Юма.
       Среди верхних, или небесных богов высшими считались три: Ош Кучу Юмо, Пурышо и Кудырчо Юмо. Этим трем богам в священных рощах, которых было не мало, особенно по берегам озер и рек, посвящались особые деревья Ц лонапу╗, представлявшие собой вековые дубы или липы (иногда высохшие). Их опоясывали лыком, к поясу подвешивали ветки рябины или черемухи.
       Предания рассказывают, что шесть онапу находились на берегу Раифского озера. Здесь к началу века лесные черемисы имели свое главное мольбище (лкусото╗) и место проведения праздников (лруэм╗).
       Лес был населен всевозможными высшими и низшими духами, воплощенными в окружающем животном и растительном мире. А изустный запретительный кодекс преследовал уничтожение гусей, лебедей, журавлей. Множество календарных праздников, исчисляемых на основе лунного календаря, напрямую было связано с лесом.
        На берегу Раифского озера возле нескольких онапу проходили наиболее примечательные языческие праздники: "агавайрем" - праздник весеннего сева и "шыже кусо" - осенний праздник жертвоприношений.
        Первый совершался сразу по окончании ярового сева под руководством мужанов - знахарей-провидцев. В священные рощи Юма для участия в религиозно-мистических ритуалах - контактах с духами, молений, в бескровных жертвоприношениях - стекались целые общины от мала до велика.
        Одетые в чистые белые праздничные одежды люди просили у бога благополучного лета, обильного урожая и избавления от бед и напастей.
        Для осенних обрядов в священных рощах воздвигались жертвенники в виде столов, где после особой молитвы закалывался белый гусь, душа которого, по воззрениям черемисов, мгновенно возносилась к Юмо, прося прощения за людей.
        Затем следовал обряд заклания лошадей и овец, из сердец которых готовилась "шохта". Кусочки варева нанизывались на символическую ветку дерева - "ямшу", которая и сжигалась перед священным деревом вместе с караваем жертвенного овсяного хлеба.
       После новых усердных молитв язычники съедали жертвенные хлеб и мясо, сам же жертвенник сжигался на большом костре, дым от которого, гонимый ветром с озера, вскоре достигал неба и бога Юмо.
       Жрец окуривал головней место моления, и все, прихватив с собой остатки жертвенной трапезы, расходились по своим селениям. Эти обряды и увидел инок Филарет, поселившись здесь в маленькой бревенчатой келье. Он стал первым посланником христианского мира в этом крае.

 

наверх

в начало

Сайт создан в системе uCoz