|
ПОЧЕМУ
РАИФА.
Начиная с
XVII
века этим
словом
называли
возникший
здесь
монастырь Ц
Раифскую
пустынь.
Посетить
Раифу
означало
посетить
Раифский
Богородицкий
мужской
монастырь. В
годы
советской
власти это
значение
слова лРаифа╗
почти
исчезло.
Первоначальный
смысл
вернулся в
начале
девяностых
годов с
возрождением
монастыря.
лРаифа╗
-
непривычное
слово,
некоренное
ни для
одного из
языков этих
мест.
Слово
это связано
с одной из
памятных
дат
православия:
27 (14) января
отмечается
день Святых
преподобных
Отцов, в
Синае и
Раифе
избиенных.
Речь
идет о
событиях
давних
времен,
связанных с
первыми
монашескими
поселениями.
В Египте
эпохи
римского
владычества
одной из
форм
социального
протеста
был, так
называемый
анахоресис Ц
самовольный
уход
работника и
налогоплательщика
с места
работы и
жительства,
который в III веке
перешел в
раннее
монашеское
движение. В IV веке
поднялась
новая волна
анахоресиса.
Новые
анахореты
или монахи Ц лодинокие╗
как они
теперь
стали себя
называть,
бежали в
пустыни от
девальвации
в обществе
христианских
идеалов,
начавшейся
после
признания
христианства
государственной
религией
Римской
империи.
Популярностью
у
ревнителей
благочестия
пользовались
пустыни
Синайского
полуострова.
Места эти,
связанные
со многими
описанными
в Библии
событиями,
стали
своеобразным
символом
отречения
от мира и
всего
мирского,
противопоставления
Пустыни и
империи.
Монахи
селились
здесь в
пещерах,
около
источников
воды, и вели
аскетический
образ жизни,
совершенствуя
свой дух.
Существовало
два вида
монашества Ц
отшельническое,
основателем
которого
считается
преподобный
Антоний, и
общежительное,
основателем
которого
считается
преподобный
Пахомий. В
общине
монахи жили
по общим
правилам
под
руководством
главы
общины Ц
архимандрита;
такие
общины
именовались
киновиями,
или
монастырями.
Одно
из таких
монашеских
поселений
возникло на
Синайском
полуострове
к югу от
Фарана Ц
пограничного
пункта
империи, на
пустынном
восточном
берегу
Суэцкого
залива
Красного
моря. Это
поселение
называлось лРаифа╗.
С древнего
языка слово лРаифа╗
можно
перевести
как лБогом
хранимая╗.
Монастырь
не был очень
крупным, он
редко
упоминается
в
христианских
источниках.
В IV веке
произошло
переселение
из
Ливийской
пустыни в
долину Нила
племен ноба.
Однажды
небольшие
их отряды
переправились
через
Суэцкий
пролив и
учинили
разбой на
синайском
побережье.
Ноба почти
одновременно
напали на
монахов
легендарной
горы Синай и
монахов
Раифы.
Римские
солдаты из
Фарана
пришли
слишком
поздно.
Во
время этих
событий в
Раифе жило 43
монаха,
многие из
старцев
провели там
по 50-60 лет.
Захватившие
их ноба
сначала
пытали
монахов,
требуя
золота, а
затем убили 39
человек. Эти
старцы,
умиравшие,
прославляя
Бога, были
причислены
к лику
святых.
После
этого
разгрома
монастырь
не умер.
Среди
действующих
лиц той
древней
трагедии
был юноша
Феодул. Это
редкое имя
носил и один
из первых
монахов уже
нашего
монастыря.
Именно
Феодул
предложил
одну из
построенных
надвратных
церквей
монастыря
освятить лво
имя
Преподобных
Отец в Синае
и Раифе
избиенных╗.От
названия
этой церкви
и возникло
название
нашего
монастыря, а
затем и
местности.
|
|
ИСТОРИЯ
КРАЯ
С
древних
времен в
районе
Среднего
Поволжья по
берегам
озер и рек,
изобиловавших
зверем,
птицей,
рыбой, медом,
воском
диких пчел,
лыком,
селились
люди.
Волго-Камье
- это
колыбель
финно-угрских
народов, о
чем
свидетельствуют
некоторые
топонимические
памятники.
Здесь
сформировался
этнос
древних
черемисов (мари),
которые в VII
веке попали
под власть
хазар,
совершавших
набеги с
Нижнего
Поволжья
Приазовья.
В
конце IX века
мари
попадают
под власть
волжских
болгар,
стоявших
несколько
выше в
культурно-экономическом
развитии.
Нынешний
Раифский
лес и берега
Раифского
озера были
местом
обитания
лесных
черемисов.
Их жизнь не
выходила за
пределы леса,
в котором и
протекала
от рождения
до смерти.
Религия
черемисов
рассматривала
лес прежде
всего как
неприкосновенное
жилище бога
Юма.
Среди
верхних, или
небесных
богов
высшими
считались
три: Ош Кучу
Юмо, Пурышо и
Кудырчо Юмо.
Этим трем
богам в
священных
рощах,
которых
было не мало,
особенно по
берегам
озер и рек,
посвящались
особые
деревья Ц лонапу╗,
представлявшие
собой
вековые
дубы или
липы (иногда
высохшие). Их
опоясывали
лыком, к
поясу
подвешивали
ветки
рябины или
черемухи.
Предания
рассказывают,
что шесть
онапу
находились
на берегу
Раифского
озера. Здесь
к началу
века лесные
черемисы
имели свое
главное
мольбище (лкусото╗)
и место
проведения
праздников (лруэм╗).
Лес
был населен
всевозможными
высшими и
низшими
духами,
воплощенными
в
окружающем
животном и
растительном
мире. А
изустный
запретительный
кодекс
преследовал
уничтожение
гусей,
лебедей,
журавлей.
Множество
календарных
праздников,
исчисляемых
на основе
лунного
календаря,
напрямую
было
связано с
лесом.
На
берегу
Раифского
озера возле
нескольких
онапу
проходили
наиболее
примечательные
языческие
праздники: "агавайрем"
- праздник
весеннего
сева и "шыже
кусо" -
осенний
праздник
жертвоприношений.
Первый
совершался
сразу по
окончании
ярового
сева под
руководством
мужанов -
знахарей-провидцев.
В священные
рощи Юма для
участия в
религиозно-мистических
ритуалах -
контактах с
духами,
молений, в
бескровных
жертвоприношениях
- стекались
целые
общины от
мала до
велика.
Одетые в
чистые
белые
праздничные
одежды люди
просили у
бога
благополучного
лета,
обильного
урожая и
избавления
от бед и
напастей.
Для
осенних
обрядов в
священных
рощах
воздвигались
жертвенники
в виде
столов, где
после
особой
молитвы
закалывался
белый гусь,
душа
которого, по
воззрениям
черемисов,
мгновенно
возносилась
к Юмо, прося
прощения за
людей.
Затем
следовал
обряд
заклания
лошадей и
овец, из
сердец
которых
готовилась
"шохта".
Кусочки
варева
нанизывались
на
символическую
ветку
дерева - "ямшу",
которая и
сжигалась
перед
священным
деревом
вместе с
караваем
жертвенного
овсяного
хлеба.
После
новых
усердных
молитв
язычники
съедали
жертвенные
хлеб и мясо,
сам же
жертвенник
сжигался на
большом
костре, дым
от которого,
гонимый
ветром с
озера,
вскоре
достигал
неба и бога
Юмо.
Жрец
окуривал
головней
место
моления, и
все,
прихватив с
собой
остатки
жертвенной
трапезы,
расходились
по своим
селениям.
Эти обряды и
увидел инок
Филарет,
поселившись
здесь в
маленькой
бревенчатой
келье. Он
стал первым
посланником
христианского
мира в этом
крае.
|
|